Фомкина Оксана Дмитриевна

МОУ "Гимназия № 1"   

 

Фомкина Оксана Дмитриевна

 

Фомкина Оксана Владимировна

 

u Выпускница Орехово-Зуевского педагогического института

u Преподаватель по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

u Победитель муниципального конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2003»

u Победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2009 года

u Куратор  интеллектуально-познавательного клуба «Эрудит» в начальной школе МОУ «Гимназия №1»

 

                 

       


Викторина ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ 

 

Олимпийский урок

 

Урок по окружающему миру


 

  

Проектная деятельность младших школьников

 на уроках окружающего мира

 

         В современной школе очень важным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивают у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В начальной школе эта проблема решается через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

        Образовательное пространство ограничено классом и уроком. В младшей школе проектирование не изменяет сложившейся классно-урочной системы, а только делает границы класса и урока более проницаемыми. Сделанные детьми творческие работы «открывают» их образовательное пространство: дети больше читают, причём не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать своё время. Да и отношения с педагогами меняются, ведь в проектной деятельности педагог становится организатором и помощником, а это новые для образовательной ситуации позиции.

            Для организации проектной деятельности в начальной школе в целом достаточно ресурса одного учителя, поскольку проекты большей частью носят предметный характер. Как правило, проектная работа младших школьников разворачивается в рамках целей, поставленных педагогом. Учитель предлагает, а дети с энтузиазмом выполняют. В структуре проекта, таким образом, главным для них является реализация. И именно реализация, её качество, полнота, креативность становятся предметом оценивания. Во время реализации проекта параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать. Важнейшей особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он задумывается и реализуется. В младшей школе микропроекты способствуют появлению в дальнейшем учебной самостоятельности. Они поддерживают детскую индивидуальность, помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

           На первых порах, в начальной школе, собственно проектная деятельность, включающая все её компоненты, ещё невозможна. Там есть небольшие творческие задания, а их цель – повысить интерес детей к учёбе, разнообразить учебную работу и т.п. как правило, это краткосрочные задания, выполняемые на уроках или дома, т.е. проектная деятельность младших школьников остаётся в рамках урочного планирования и не требует дополнительного управления временем.

            Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:

u  Проблема (исследовательская, информационная, практическая)

u  Планирование (проектирование)

u  Поиск информации

u  Продукт

u  Презентация

u  Портфолио

            Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Форма представления может быть различной: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, компьютерный вариант, стенд, «раскладушка», диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, фотографий, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

          Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Она будет более эффективной, если при подготовке будут использоваться карточки (шаблоны) для учителя и для учащихся. Рассмотрим на примере проекта «Пятый океан».

 

 

 

Проектная работа по окружающему миру

Паспорт проекта для учителя

 

Название проекта

Пятый океан

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Руководитель проекта

Фомкина Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1»

Тип проекта

u  По целям и задачам – информационный (направлен на сбор информации об объекте (воздух) с целью анализа его свойств,  обобщения знаний о воздухе и представления широкой аудитории)

u  По предметно-содержательной области – монопроект (проведён в рамках предмета «Окружающий мир», использовалась информация из физики, технологии, географии)

u  По характеру контактов между участниками – внутриклассный

u  По продолжительности – краткосрочный (4 урока)

Цели и педагогические задачи

  1. Проверка умений пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами, и на основе проведённого анализа осуществлять выбор оптимального решения
  2. Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Проведение самостоятельного сбора текстовой информации
  2. Организация экспериментирования и наблюдения на разных материалах
  3. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа
  4. Фиксирование информации различными способами, выбор оптимального способа решения

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

u  Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

u  Умения, работая в группе, создать конечный «продукт» - компьютерную презентацию для инопланетных гостей (другого класса), содержащую описание свойств воздуха

Способ и формат оценивания результатов работы

В результате проекта оценивается:

u  Владение необходимым предметным материалом

u  Умение анализировать данные, полученные в результате экспериментов и наблюдений

u  Умение представить полученные данные в виде схемы

u  Умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом

u  Умение обосновывать решения

 

Паспорт проекта для учащихся

u  Тема «Пятый океан»

u  Участники проекта: 2-б класс

u  Руководитель проекта: Фомкина Оксана Владимировна

u  Характеристика (вид проекта):

§  по цели – информационный,

§  по содержанию – монопредметный,

§  по участникам – внутриклассный,

§  по продолжительности – краткосрочный

u  Цель: изучить свойства воздуха и ответить на вопрос: зачем нашей планете пятый океан?

u  Задачи проекта:

  • Собрать информацию о воздухе
  • Провести эксперименты с воздухом
  • Создать компьютерную презентацию «Пятый океан»

u  Планирование работы по реализации проекта

      Учащимся необходимо пройти несколько этапов:

§  информационный – собрать в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, проанализировать информацию, выбрать и зафиксировать в презентации

§  экспериментальный – провести ряд опытов и наблюдений с воздухом, результаты представить в виде схемы «Свойства воздуха», в фотографиях и видеороликах

§  технологический – зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов в компьютерной презентации

§  авторский – написать свой рассказ о воздухе и его свойствах

u  Используемые методы, средства:

§  Поиск информации (Справочники, энциклопедии, Интернет-источники)

§  Опыты и наблюдения

§  Анализ полученных результатов

§  Моделирование

u  Форма представления продукта: компьютерная презентация «Пятый океан»

u  Распределение обязанностей: работа в группах

u  Практическая значимость проекта:

Учащиеся

§  самостоятельно получили знания по теме «Основные свойства воздуха»,

§  научились проводить и фиксировать эксперименты и наблюдения 

u  Результаты работы: учащиеся

  • собрали информацию о воздухе
  • провели эксперименты с воздухом
  • создали компьютерную презентацию «Пятый океан»
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь

u  Пожелания и предложения участников проекта

Замысел проектной задачи

           Учащимся предлагается конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, - нужно провести эксперименты и наблюдения по изучению свойств воздуха и создать под руководством учителя компьютерную презентацию для инопланетян (другого класса, дошкольников).

 

Ход проекта

1 этап Организационный

         Учащимся была предложена конкретно-практическая ситуация:

- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов, и мы купаемся в этом океане каждый день, каждую минуту, сами того не замечая. Воздушный океан широко разлился над Землёй. Наши инопланетные гости Плютик и Клюпик просят нас рассказать, зачем нашей планете воздух и какими свойствами он обладает. (На планете гостей нет атмосферы)

           После знакомства с темой проектной работы ребята обсудили цель работы, сформулировали задачи и этапы, определили форму представления проекта. Также они решили записать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ:

u  Есть ли место на Земле, где нет воздуха?

u  Из чего состоит воздух?

u  Откуда появилось слово «воздух»?

u  Почему небо голубое?

u  Можно ли поймать воздух? и др.

 2 этап Информационный

            Дети собирали в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, анализировали информацию в группах, выбирали и фиксировали в презентации под руководством учителя основные выводы:

  • Воздух – плотное покрывало Земли
  • Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты
  • Воздух – смесь газообразных веществ
  • Всё живое (человек, животные, растения) не может без воздуха
  • Атмосфера защищает  Землю от метеоритов
  • Без воздуха наша планета превратится в пустыню, сгорит днём от Солнца, замёрзнет ночью

3 этап Экспериментальный

            Учащиеся провели ряд опытов и наблюдений с воздухом:

u  Давление воздуха (Тяжелая газета, фокус с водой, сплющенный пакет, яйцеглотатель)

u  Воздух меняет объем (Подпрыгивающая монета)

u  Воздух движется (Извивающая змея, летающее перышко, струя воздуха)

u  Воздух работает (Парусные суда, воздушный шар-ракета)

u  Движение в воздухе (Кто быстрее? Пирамида из бумаги)

u  Полеты в воздухе (Сделай планер, сделай парашют)

u  Дышим воздухом (Считаем вдохи, звук при сотрясении)

u  Воздух и звук (Звукоулавливатель, музыкальные бутылки, музыкальные трубочки)

u  Воздух и запах (Невидимка)

Эксперименты были зафиксированы на фотографиях и в видеороликах. После просмотра и обсуждения опытов и наблюдений учащиеся представили свойства воздуха в виде схемы «Свойства воздуха».

4 этап Технологический

            Ребята решили представить схему «Свойства воздуха» с использованием различных материалов (пластилин, картон, цветная бумага, проволока, вата) и выполнили модели, разделившись на группы.

С помощью учителя результаты наблюдений и экспериментов, схемы были зафиксированы в компьютерной презентации.

5 этап Авторский

            Каждый из учеников написал свой рассказ о воздухе и его свойствах для инопланетных гостей.

Ребята определили творческий коллектив, который будет проводить защиту-презентацию на школьной научно-практической конференции.

6 этап Заключительный

            Ученики определили результаты общеклассной проектной работы:

u  собрали информацию о воздухе

u  провели эксперименты с воздухом

u  создали компьютерную презентацию «Пятый океан»

u  поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь

 Защита проекта «Пятый океан» состоится на школьной научно-практической конференции.

           Таким образом можно выполнить одну из проектных работ на уроках окружающего мира по любой общеобразовательной программе. Коллективные и индивидуальные проектные и исследовательские работы можно представлять не только на уроках, но и на школьной научно-практической конференции, недели «Фестиваль проектов», и др.

 

 

Источники информации:

u  Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам)

u  Метод проектов в начальной школе: система реализации/ авт.-сост. Н.В.Засоркина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010

u  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)

u  А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова Почемучка. М: Педагогика-Пресс, 1995

u  http://mamatanya.narod.ru/laborator

u  http://images.yandex.ru/

u  http://slovari.yandex.ru/~книги/Этимологический словарь/

 

 

 

 

 

 

 

                  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»