Русский язык

МОУ "Гимназия № 1"   

 

Русский язык

 

Рекомендации для старшеклассников

по написанию сочинения части «С»

единого государственного экзамена по русскому языку.

 

Единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным для всех выпускников общеобразовательных учреждений.

На едином государственном экзамене по русскому языку предъявляются к сочинению следующие требо­вания:

1. Сформулировать и прокомментировать одну из про­блем, поставленных автором текста, избегая чрезмер­ного цитирования.

2. Сформулировать позицию автора.

3. Объяснить, почему выпускник согласен или не согла­сен с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного или читательского опыта (не менее трех аргументов).

 

1. Что такое проблема?

Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, фило­софскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать».

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу­дить, разрешить какую-либо проблему.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»), напри­мер: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Этим путем целесообразно идти, если кратко сфор­мулировать проблему текста невозможно. К при­меру, проблемы можно формулировать так: «Воз­можно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?»  Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биогра­фии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматри­ваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотрен­ный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например, автор текста рассказывает о жизни уче­ного Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, но не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового при­знания. Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А. И. Солженицы­на, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Проблема данного текста может быть сфор­мулирована следующим образом: «Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не по­терять своего достоинства?».

 

2. Что значит «прокомментировать» проблему?

Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталки­ваться с подобной проблемой. Если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. На­пример: «Начиная разговор на эту тему, автор бук­вально «наступает на больную мозоль». Действитель­но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа­лось», «И это видел и, а это, простите, и сам и по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует. «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. Напри­мер: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели­кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле­ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируем характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

 

3. Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас значительных усилий. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».

Например, в тексте В. Астафьева речь идет о дружбе. «Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека! Как сохранить те сердечные добрые отношения, которые связывают человека с друзьями! Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься анализи­руемый текст».

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

 

4. Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения. Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов­падают. Обратите внимание на то, что вы должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заклю­чается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного вре­мени.

Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

Например: «От прочитанного осталось бы чувство безысходности, если бы не заключительные строки текста, которые вселяют надежду. Все можно изме­нить, если мы будем воспитывать с раннего детства в подрастающем поколении любовь к Родине, начиная с малого — любви к семье, школе, району, краю и к людям других национальностей, чьи обычаи, дом и родной язык нужно уважать. Я считаю, что автор затронул очень важную проблему. О ней нужно как можно больше говорить, писать, иначе мы можем остаться без ис­тории, без прошлого. А без прошлого, как известно, нет будущего».

Аргументы «против» должны убедить в том, что ар­гументация автора неубедительна. Однако в случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:

• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...

• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания, по­тому что последний фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

Например: «Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди, особенно это каса­ется ученых, не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвы­чайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку ут­ратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому чело­веку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны».

Итак, ваши аргументы должны быть убедительны­ми, т.е. сильными, с которыми все соглашаются. Вместе с тем убедительность аргумента — понятие относительное, поскольку зависит от ситуации, эмо­ционального состояния, возраста, пола адресата и других факторов. Часто в качестве аргумента в сочи­нении приводится цитата какого-либо авторитетного человека. Это — сильный аргумент. Но поскольку точного текста цитаты чаще всего вам вспомнить не удается, лучше использовать косвенную речь:

в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Тем самым можно избежать обвинения в искажении цитаты, т.е. фактической ошибки. Например: «Константин Паустовский писал, что истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку».

 

Заключение.

В заключение несколько советов при выпол­нении задания «С» ЕГЭ.

1. Внимательно прочитать рецензируемый текст.

2. Постарайтесь дать ответ на вопрос «Что известно вам об авторе текста?».

3. Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?».

4. В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык (языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора.

5. Определите, какой жанр, тип и стиль речи вы избере­те для вашего сочинения: рецензию или эссе? В любом случае это должно быть рассуждение — ведущий тип речи в обоих жанрах.

6. Дайте свою оценку прочитанному. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного опыта, информацию, почерпнутую из книг. Во втором случае найдите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.

7. Задумайтесь над композицией и языковым оформ­лением сочинения:

• С чего начать сочинение?

• О чем писать в основной части работы?

• Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем? (эта часть сочинения не явля­ется обязательной).

• Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?

• Чем закончить свое сочинение (вывод)?

8. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок:

• не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;

• не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится...», «автор этого текста пи­шет...» и т.п.;

• не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»