Начальная школа

МОУ "Гимназия № 1"   

 

Начальная школа

  

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ "Гимназия №1"

 

 

 Приказ   о  введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования                                в МОУ «Гимназия №1»

 

 

«Организация образовательного процесса

 в начальной школе МОУ «Гимназия №1»

 

Учебный план. Режим обучения.

 

Начальная ступень гимназии осуществляет образовательный процесс в соответствии с государственными образовательными программами развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Обучение по системе РО Л. В. Занкова идет в 13 классах, в четырех классах (4-б, 2-б, 2-г, 1-а) - по программе РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Процедура приема в первый класс подробно регламентируется «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА ГРАЖДАН В ПЕРВЫЕ КЛАССЫ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 1»

В начальных классах на начало учебного года обучается около 450 учеников. Функционируют 17 классов и 5 ГПД.

Учебным планом МОУ «Гимназия №1» предусматривается организация работы начальной школы в режиме одной смены 5-ти дневной учебной недели. Он составлен в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, на основе ФБУП-2004, Устава гимназии. План направлен на освоение образовательных стандартов, отвечает специфике РО и реализует принцип преемственности при переходе учащихся с одной образовательной ступени на другую; гарантирует освоение обязательного минимума содержания образования в случае их перехода в другое ОУ.

 

Учебный план начального общего образования МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска

2012-2013 учебный год

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I класс

II класс

III класс

IV класс

фед

шк

фед

шк

фед

шк

фед

шк

Русский язык

3

2

3

2

3

2

3

2

Литературное чтение

2

2

2

2

1

2

1

1

Иностранный язык (англ.)

 

 

2

 

2

 

2

 

Математика

4

 

4

 

4

 

4

 

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

 

2

 

2

 

2

 

Музыка

1

 

1

 

1

 

1

 

Изобразительное искусство

1

 

1

 

1

 

1

 

Технология (труд)

1

 

1

 

2

 

2

 

Физическая культура

3

 

3

 

3

 

3

 

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

 

 

 

1

 

Итого:

16

4

19

4

19

4

19

3

Региональный компонент

0

 

0

 

0

 

0

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

при 5-дневной учебной недели

21

23

23

23

Образовательные предметы на первой ступени обеспечивают формирование общей культуры и эрудиции ребёнка, способного самостоятельно добывать и применять знания, готового правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях. Базовый компонент УП НОО имеет особенности:

·         Учебный предмет «Английский язык» изучается во 2-4 классах по 2 ч в неделю. Раннее обучение английскому языку с использованием современного языкового материала способствует формированию коммуникативной и познавательной культуры учащихся.

·         Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 классы по 2 ч в неделю. Программа содержит и разделы социально-гуманитарной направленности, и элементы ОБЖ.

·         «Информатика и ИКТ» изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля (10 ч) в рамках учебного предмета «Технология».

·        Продолжительность учебного года для 1-х классов – 33 недели, для 2-4 классов – 34. Оценки обучающимся 1-х классов не выставляются.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

За годы существования школы в статусе гимназии сложился стабильный кадровый состав. В образовательном процессе задействовано 16 педагогов начальной школы, 9 предметников (музыка, английский язык, физическая культура), блок поддержки образовательной среды: педагог-психолог, социальный педагог.  Из учителей начальной ступени обучения с высшим образованием — 87%, со средне-специальным — 13%.

 

 

Показатели квалификации педагогических работников

 

Более половины педагогов (56%) являются обладателями отраслевых наград. Многие имеют грамоты и благодарности УО Воскресенского района, администрации гимназии; 3 педагога - победители муниципальных конкурсов «Педагог года – 2003, 2004», «Моя классная – самая классная» (2009г.)

 

 

Стаж педагогической деятельности учителей начальной школы

10-20 лет

20-30 лет

Свыше 30 лет

25%

19%

56%

Возрастные группы следующие: от 20-40 лет — 13%, 41-50 лет — 25%, от 50 лет и более — 62%.

            Коллектив учителей начальной ступени обучения под руководством Микрюковой И.Н. – заместителя директора по УВР; Семенниковой Т.В., Бардадимовой Н.В., Вальчик Г.Г.– руководителей ШМО; Ломакиной Е.В. – педагога-психолога; Латушко Е.В. – социального педагога, старается создать благоприятную образовательную среду для обучающихся в целях сохранения и укрепления их здоровья, развития творчества, одаренности и успешности.

В начальной школе, в основном, сформирована материальная база для образовательного процесса. В  16 кабинетах (100%) обновлены интерьеры, приобретена ростовая учебная мебель, доски. Создано 4 мультимедиа-класса (№203, 101, 103, 105), один – с интерактивной доской (№105). 8 кабинетов оснащены компьютерами, 4 - аудиовидеосистемами. Кабинеты имеет оформленную учебную зону, отдыхают дети в игровом пространстве класса. 4 кабинета 1-х классов оснащены учебно-лабораторным оборудованием, полученным в рамках модернизации общего образования МО.

Учащиеся занимаются в 3 физкультурных залах, посещают библиотеку, актовый зал, зимний сад. В специализированных кабинетах идут уроки английского языка, музыки.

              Опыт, накопленный в гимназии, востребован педагогическим сообществом города, области, других регионов. Все учителя начальной щколы активно участвуют в работе ШМО, РМО, муниципальных и региональных мероприятиях, совершенствуя уровень педагогического мастерства.

                       Методическое объединение учителей начальных классов гимназии работает по теме: «Учебно-методическое обеспечение реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования» и решает следующие задачи:

1. Обновление содержания образования на первой ступени обучения в условиях ФГОС НОО

2. Реализация системно-деятельностного подхода для повышения качества образования

3. Организация воспитывающей внеурочной деятельности учащихся

4. Реализация  творческих  возможностей  одарённых  детей, самоутверждение  школьников  через достижение поставленных целей, создание условий для ранней профориентации учащихся

                      Создание комфортной здоровьесберегающей среды – важнейшее направление деятельности начальной школы гимназии, т. к.  уровень  здоровья вновь прибывших учащихся 1-х классов с каждым годом понижается: 52%-52%-44%-44%. Психолого-педагогическую стратегию формирования здоровьесберегающей среды педагоги реализуют через соблюдение СанПиНов в организации образовательного процесса; активизацию физического развития младших школьников; пропаганду здорового образа жизни;   здоровьесберегающее обучение. Учителя следят за рациональной организацией учебного процесса, оптимальным расписанием занятий, расширяют двигательную активность учащихся, пропагандируют рациональную организацию режима дня школьников, которые активно вовлекаются в деятельность по оптимизации здоровьесберегающего пространства: спортивные праздники, дни здоровья, КВНы, веселые старты, конкурсы рисунков.

Дети, имеющие хронические заболевания, посещают специальные группы ОФП, занятия в которых носят как общеоздоровительный характер для учащихся, временно освобожденных от уроков физкультуры, так и специально направленный характер с учетом специфики заболеваний: сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

 

Результаты образовательной деятельности

Качество обучения – приоритетное направление образовательной деятельности начальной школы гимназии. Об этом свидетельствуют данные представленных диаграмм и таблиц:

      

 

Рейтинг по образовательным областям

Качество знаний за 2011-2012 учебный год

90,9%

Музыка, физическая культура, технология, ИЗО

99%

Русский язык, литература, иностранный язык

96%

Математика

96%

Окружающий мир

99%

Средний показатель качества по областям

98%

 

Результаты успеваемости учащихся начальной школы за 2011-2012 учебный год

Количество уч-ся по параллелям

Количество аттестуемых уч-ся

% успеваемости

% качества знаний

Количество неуспевающих уч-ся

1 классы – 131

2 классы – 107    

3 классы – 117

4 классы – 94  

Итого – 449ч

2 классы – 107

3 классы – 117

4 классы – 94

Итого – 318ч/71%

100%

2 классы – 98/91,6%

3 классы – 109/93,2%

4 классы – 82/87,2%

Итого – 289ч/90, 9%

Нет

Качественные результаты итогового мониторинга (к/работ) во 2-4 классах выглядят следующим образом:

Математика

2 классы

3 классы

4 классы

Итого

Количество учащихся, получивших «4» и «5»

99/93%

107ч/94%

78ч/91%

284ч/93%

Количество учащихся, получивших «2»

1/1%

нет

нет

1/0,003%

Средний балл по математике

4,4

4,4

4,6

4,5

Русский язык

2 классы

3 классы

4 классы

Итого

Количество учащихся, получивших «4» и «5» за диктант

98ч/93%

97ч/89%

87ч/96%

282ч/93%

Количество учащихся, получивших «4» и «5» за грамматическое задание

104ч/98%

103ч/94%

86ч/95%

293ч/96%

Количество учащихся, получивших «2»

нет

1/1%

нет

1/0,003%

Средний балл за диктант

4,4

4,2

4,4

4,3

Средний балл за грамматическое задание

4,5

4,5

4,6

4,5

Средний балл по русскому языку

4,45

4,35

4,5

4,4

Основная работа начальной школы МОУ «Гимназия №1», педагогического коллектива и администрации направлена на организацию всестороннего обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования, успешного перехода к работе по ФГОС НОО, т. к. в отечественной системе образования идет этап инновационного развития, связанный с введением ФГОС нового поколения. Системная инновационная деятельность требовала адекватных организационных, управленческих решений - качественного обновления учебных планов, программ, всей системы организации образовательного процесса.

Основные направления деятельности и задачи, которые решены педагогическим коллективом гимназии при организации введения ФГОС на уровне начального общего образования:

·        разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного учреждения (решение заседания педагогического совета МОУ «Гимназия №1» № 1 от 30.08.2011г.; приказ директора МОУ «Гимназия №1» №87/ОД-У от 30.08.2011г)

·        нормативная база гимназии приведена в соответствие с требованиями ФГОС:

- цели образовательного процесса: обеспечение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья

- режим занятий: для учащихся 1 класса продолжительность учебной недели - 5 дней; учебного года - 33 недели. Продолжительность каникул в течение уч. года - не менее 30 дней, летом - не менее 8 недель. Установлены дополнительные недельные каникулы (февраль). Продолжительность урока составляет 35 минут (1 полугодие);  во втором полугодии - 45 минут. Динамическая пауза (40 минут) - после 3 урока.

- финансирование:  бюджетное. Зарплата педагогов исчисляется согласно ставкам (Постановление Правительства МО №533  от 09.06.2011, Постановление МУ «Администрация Воскресенского муниципального района МО №1304 от 28.07.2011). Внеурочная деятельность тарифицируется как учебная нагрузка с 01.10.2011 (50часов). Компенсационные выплаты по ФГОС составляют ежемесячно по 8-10% от ставки учителя.

- материально-техническое обеспечение: ремонт 5 кабинетов 1 классов, замена окон, парты и стулья с регуляторами высоты, учебные шкафы приобретены на средства родителей; 2 кабинета оснащены мультимедиапроекторами и компьютерами (приобрели учителя). Функционируют 3 спортивных зала, столовая, библиотека, медицинская комната.

·        приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников МОУ «Гимназия №1»:

- ДИ заместителя директора по УВР, курирующего начальную школу; ДИ учителя 1 класса; ДИ воспитателя ГПД 1 класса (Приказ №87/1/ОД-У от 30.08.2011г.) 

         - утверждены Положение о внеурочной деятельности, Положение о классном руководителе 1 класса (Приказ №87/1/ОД-У от 30.08.2011г.)

·        подписаны договоры МОУ «Гимназия №1» с родителями о предоставлении начального общего образования (от 31.08.2011г.);

·        приобретены  УМК для учащихся 1 классов (100%) в соответствии с ФГОС НОО (год издания 2011) за счет родительских средств (примерно 40%) и средств регионального бюджета (60%):

             УМК разработаны в соответствии с направлениями модернизации российского образования, с ФГОС НОО и с БУП 2004; прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных  (допущенных)  Минобрнауки РФ.

·        разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников МОУ «Гимназия №1», в том числе  стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с новой системой оплаты труда (Приказ №69/1/ОД-Ф от 01.09.2011г. )

·        организовано горячее питание обучающихся: завтраки – 100% охват;  обеды – 38%

·        разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение ФГОС:

тема ШМО – «Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО». Направления деятельности по методическому сопровождению ФГОС: повышение квалификации педагогов (обучающие семинары, КПК, изучение нормативных документов), мониторинговые исследования по организации и введению ФГОС, обобщение и представление опыта через открытые мероприятия разного уровня, публикации.

·        прошли повышение квалификации  по вопросам ФГОС:

- учителя начальной школы: 1 класс – 100%;  2 класс (2012-13 уч. год) – 100%; 1-4 класс – 81%

- педагоги-предметники: музыка, английский язык (2 класс) – 100%; физическая культура – заявлены на курсы по ФГОС на I полугодие 2012-13 учебного года;

- администрация – 50%: зам. директора, курирующий начальную школу, 108ч; зам. директора по УМР – 72ч; руководитель – 72ч.

·        определена модель организации внеурочной деятельности обучающихся на  основе  оптимизации  внутренних ресурсов гимназии. В ее реализации принимают  участие учителя начальных классов, предметники, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель ГПД. Координирующую  роль  выполняет  классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует  с  педагогическими  работниками; организует образовательный  процесс,  оптимальный  для  развития положительного  потенциала  личности  обучающихся; систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества модели состоят в минимизации финансовых расходов  на ВД,  создании  единого  образовательного  и методического  пространства гимназии.

В гимназии созданы условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, способствующих реализации их потенциальных возможностей: активно функционирует ИПК «Эрудит», органы самоуправления «Детская республика», подготовлены  и проведены два тура школьных олимпиад по математике, русскому языку, школьный и региональный туры Всероссийского Интеллектуального марафона занковцев, Интеллектуального марафона АСОУ для младших школьников. Дети участвуют в Международном конкурсе «Кенгуру – математика для всех», во Всероссийском конкурсе-игре «Русский медвежонок»; Международном игровом конкурсе «Золотое Руно».  

              В течение года работает интеллектуально-познавательный клуб «Эрудит», задачи которого:

O  обеспечение реализации интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей

O  самоутверждение учащихся через достижение поставленных целей

O  пропаганда среди школьников достижений отечественной и мировой науки

O  формирование интереса к углублённому изучению предметов, к исследовательской деятельности.

           В соответствии с «Положением о конкурсе проектов учащихся начальных классов МОУ «Гимназия №1» и требованиями НОИ «Наша новая школа» по развитию системы поддержки талантливых детей, ФГОС НОО и в рамках муниципальной программы «Одаренные дети», наши гимназисты участвуют в школьном и районном этапах конкурса.

       Воспитательной работе в гимназии уделяется большое внимание. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Личностно ориентированное образование невозможно без формирования личности младшего школьника, поэтому воспитательная система гимназии  направлена на формирование духовно богатой, нравственной личности ребенка, воспитание патриота и гражданина, развитие ученического самоуправления.

               С целью обеспечения подготовки детей к современным условиям жизни через вовлечение в программы игрового обучения в наиболее актуальных областях знаний продолжают активно функционировать органы самоуправления «Детская Республика» под руководством инициативной группы учителей. Во всех кабинетах оформлены классные уголки, выбраны название стран, герб, флаг, «жители» городов. Гимназисты участвуют в рейдах «Чистый класс – чистая школа», «Внешний вид ученика», цикле субботников «Сделаем город чище», акции «Дети за здоровый образ жизни», «Мир, страна, мы», днях здоровья, линейках Памяти. Ученики начальной школы принимают активное участие в выставках рисунков, плакатов, фотоколлажей.

Самые запоминающиеся мероприятия, формирующе традиции в детском коллективе:

u  праздники «Гимназии заветный день», «Посвящение в гимназисты», «До свиданья, начальная школа!»

u  литературно-музыкальные композиции «День народного единства», «Этих дней не смолкнет слава»

u  праздничные концерты «До-ми-солька», «А в нашей семье!», «Весны чудесные мгновенья»

u  театрализованные представления «Новогодняя сказка», «На площади серебряных часов», «Приключения у новогодней ёлки», «Новогодний переполох»

u  конкурсы стенгазет «Здоровье – наше богатство», выставка рисунков «Битва под Москвой»

u  игры-соревнования «А ну-ка, девочки!», «Светофор – ребятам друг!», «Богатырские потешки», «Рыцарский турнир», конкурсная программа «Цветочный фестиваль»

             Под руководством педагогов наши гимназисты бывают в районной библиотеке, в цирке братьев Запашных, на фабрике новогодних игрушек в г. Павловский Посад, Музее пастилы, в «Школе ремёсел» и Кремле г. Коломны, в пожарной части Новлянского квартала, в музее-усадьбе «Кривякино», на празднике «Масленица» Калужской области, на новогоднем представлении в г. Москве «Мастерская Рыжего Ника», в океанариум г.Москвы, в театре Н.Сац, на экскурсии в г. Москве «Историческое прошлое России» и т. д.

Блок дополнительного образования гимназии, программы которого  направлены на создание условий для развития мотивации ребенка к познанию и творчеству; приобщение его к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; обеспечение его эмоционального благополучия, также дает широкие возможности развивать различные интересы и способности младших школьников. Деятельность детей в системе дополнительного образования осуществляется в объединениях по интересам (клуб, студия, группа, секция, кружок, театр и др.). Каждый ребенок может заниматься в нескольких объединениях, менять их, т. к. выбор кружков достаточный: «Хрустальная туфелька», «Предания старины глубокой», «Театральная студия «Антракт», «Азбука движения» и др. Результативность  выполнения программ отслеживается на уровне творческих объединений, а также на массовых мероприятиях, детских праздниках, выставках, концертах, фестивалях, конкурсах творческих и научно-исследовательских работ учащихся.

             Комфортные условия обучения, обеспечение доступности качественного  образования, воспитывающая среда, широкая сеть дополнительного образования, яркие традиции, участие в районных, областных и национальных проектах, высокий рейтинг среди ОУ города, – все это сделало начальную школу гимназии востребованной учащимися и их родителями.

Начальная школа гимназии - стабильная образовательная структура, использующая инновации, и в то же время сохраняющая самое ценное: учащихся,  педагогов,  родителей; опыт, качество, традиции. Профессиональный коллектив создает реальные условия для обеспечения комфортного образования, интеллектуального, нравственного и физического развития школьников, способствующих их качественной подготовке к жизни в современном мире. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»